Правила Игры:
Термины, принятые в игре город за городом:
Команда города – команда, занимающая главный город.
Команда поля – команда, играющая вне городов в пределах поля.
База, она же город - всего четыре базы, они располагаются по углам игрового поля и представляют собой квадраты.
Основная база – главный город, из него с помощью биты подаётся мяч.
Поле – площадка для игры «Город за городом» ограниченная внешней линией поля.
Игровая площадка (игровая зона) – вся площадь, включающая в себя и поле, и зону за внешней линией поля. Игровая площадка за внешней линией поля может быть в несколько раз больше самого поля.
Игровой момент – все события, которые происходят на игровой площадке от одной результативной подачи и до начала другой. Концом игрового момента считается двойной свисток, который даёт судья.
Подача – момент, во время которого капитан накидывает мяч на биту своему игроку, цель игрока выбить мяч в пределы игрового поля. Подача осуществляется командой, располагающейся в главном городе. Если первое касание мячом земли происходит в аут или в один из городов, то такое положение считается вне игры – любые пробежки между городами запрещены. Результативной считается только та подача, после которой мяч касается поверхности поля.
Очерёдность – определяет строгую последовательность расположения игроков внутри команды во время их игры в городе, их очередь на подачу и соответственно на пробежку от города до города. Капитан команды не участвует в очереди.
Право на подачу – каждый игрок в команде имеет право на подачу, которая определяется строгой очерёдностью внутри команды. По сути это удар битой по мячу с его посылкой в сторону поля. У каждого игрока есть только одна попытка ударить. Промах тоже считается ударом, после которого, право на подачу переходит следующему игроку в очереди. Как только игрок пробежал все базы и вернулся в город, его право на подачу возобновляется.
Заступ – момент, когда игрок пересекает любую линию игрового поля.
Пробежка – перемещение игрока из города в город, происходит в соответствии со строгой очерёдностью внутри команды и только после совершения подачи. Сразу разрешено пробежать несколько или все города.
Сейв или Дом – момент, когда игрок после пробежки занял один из городов.
Вылет – после пробежки разрешённое пространство для пересечения игроком внешней линии поля со стороны первого, второго, или третьего города (по инерции), не превышает 1 (одного) метра, после вылета игрок обязан вернуться в город, даже при желании сделать ещё одну пробежку от города до города.
Свеча – захват мяча в одно касание (одной или двумя руками) игроком команды в поле, осуществляющийся после подачи и до первого соприкосновения мяча с поверхностью игровой площадки. После свечи сразу происходит смена.
Аут – положение вне игры, когда первое касание мячом земли происходит за линией игровой площадки, любые пробежки между городами запрещены.
Игра мячом в город – положение вне игры, когда первое касание мячом земли происходит в одном из городов, любые пробежки между городами запрещены.
Таймаут – временная пауза, которую может взять каждая из играющих команд, и использовать это время для совещания, отдыха, получения указаний тренера. Принимать решение о взятии тайм аута могут только тренер команды или её капитан. Общее время, всех таймаутов выдаваемых команде 2 (две) минуты. Как только взята пауза – её время начинает идти с того места, на котором было остановлено в предыдущий раз. Как только заканчивается общее время таймаута, судья объявляет об этом и команда больше не может брать пауз. На игру команде даётся 2 таймаута.
Замена – замена тренером игрока во время игры с предварительным оповещением судьи, осуществляется в любой момент игры, менять игроков на первой, второй, третьей базах, во время пробежки запрещено.
Смена – команды меняются игровыми местами. При этом команда до этого занимавшая поле переходит в город, а команда в городе – перемещается в поле.
Подача капитана – когда все игроки в очереди, в том числе и пробежавшие все базы, использовали своё право на подачу, капитану команды даётся три удара, накидывает для удара ему последний игрок в очереди.
Очко - игровой балл, присуждаемый команде после пробежки игроком всех баз и возвращении его в главный город.
Переподача – по решению главного судьи производиться переподача мяча командой в городе, любой результат с предыдущей подачи обнуляется. Как правило переподача назначается при спорных моментах в игре.
Игровой процесс и цели игры.
Площадка для игры – квадратное поле (см. рис. № 1), в углах которого находятся «города», имеющие также квадратную форму. Площадь первого города больше, чем площадь всех остальных. 3 «города» – 1х1 метр и 4-й, главный, 3х3 метра или немного меньше. Остальная часть площадки – это поле. В игре участвует две команды, одна из которых находится в поле, другая – в городе.
Одна команда (находящаяся в «городе») является подающей, другая (разместившаяся по всему полю) – командой поля. Игроки в городе имеют порядковые номера. Капитан подающей команды устанавливает очередь, кому за кем подавать. Он подкидывает мяч, первый игрок отбивает его битой как можно выше и дальше. Если удар был хороший, игрок бежит в ближайший "город". Затем, если успеет, во второй, третий и обратно в главный "город". Если же он отбил мяч плохо, то он остается в одном из "городов", куда успел добежать, и там ждет следующего удара очередного игрока.
Задача подающей команды – набрать как можно больше очков. Очки команда получает в том случае, если игрок обежал по порядку три маленьких города и смог вернутся в большой. Если все игроки выстроились в очередь, и не осталось игроков, которые могут совершить удар по мячу, капитану дается три попытки битой отбить мяч так, чтобы он ударился в границах поля. Если мяч оказался за пределами площадки или его просто не удалось отбить за три попытки, то команды меняются местами.
Если мяч попадает на поле, то игрок, первый в очереди, может начинать бег. Задача команды, играющей в поле, – попасть мячом по бегущему игроку противника. Засчитывается только прямое попадание, «с лету». После попадания мяч возвращается в большой город и команды меняются местами. Можно избежать опасного попадания: если ситуация кажется игроку опасной или невыгодной для бега, игрок может остановиться в любом из городов либо не выбегать из большого города. Команды меняются местами в следующих случаях попадания мячом по бегущему игроку.
Соревнования ограничены во времени (45 минут), количество участников в командах одинаковое, побеждает та команда, которая набирает больше очков. При равенстве набранных очков после истечения основного времени может быть назначено дополнительное время, до достижения одной из команд преимущества в одно очко. После истечения дополнительного времени, если равенство набранных очков сохраняется, тогда объявляется ничья.
Задача игроков располагающихся на основной базе сделать подачу мяча в поле и последовательно пробежать все четыре базы, вернувшись в главный город, и таким образом заработать максимальное количество очков для своей команды. Игроки в городе могут выбегать из городов только после подачи в поле мяча и сигнала судейского свистка, строго в соответствии с очерёдностью, существующей внутри команды. Игрок, пробежавший все базы и вернувшийся в город, становиться в конец очереди. Капитан имеет право на три удара только в том случае, если всё игроки в очереди не осталось игроков с правом на подачу.
Задача команды в поле выбить, пойманным мячом, игрока команды противника в момент его перемещения из города в город и таким образом занять город. Если игрок уже встал на следующую базу выбивать мячом его нельзя, до следующего его заступа за линию города.
Судейские команды.
Одинарный свисток – даётся судьёй два раза в каждом игровом моменте. Первый раз разрешая начать подачу команде в городе, и второй раз при первом после подачи попадании мяча в поле.
Двойной свисток – возврат командой поля мяча в город.
Длинный свисток – данный сигнал означает смену, команды должны поменяться игровыми местами.
Возможные нарушения игровых правил с последующим судебным наказанием:
Заступ за внешнюю линию поля – нарушение, которое совершает только команда в городе, и обозначает любой заступ любого игрока команды за внешнюю границу (линию) поля не со стороны главного города. Судейское наказание: смена.
Заступ за линию города – нарушение, которое может совершить только команда в городе до начала игрового момента, любой заступ любого игрока этой команды за линию любого города в сторону поля. Судейское наказание: смена.
Нарушена очерёдность – нарушение игрока команды, находящейся, в городе своей очереди на подачу, пробежку. Судейское наказание: смена.
Чужой игрок в городе – когда один или более игроков команды, находящейся в поле, занимает один или несколько городов без смены команд. Судейское наказание: предупреждение. Более одного предупреждения у одного игрока приравнивается к исключению этого игрока из игры, до конца матча.
Задержка – когда один или более игроков любой из играющих команд намеренно тянут время с целью задержать наступление следующего игрового момента. Судейское наказание: предупреждение. Более одного предупреждения у одного игрока приравнивается к исключению этого игрока из игры, до конца матча.
Грубая игра – данное нарушение означает, когда один или более игроков любой из играющих команд оказывает на других игроков физические воздействия, приведшие к падению, физической травме, заступу за линию поля, либо к иным нарушениям правил игры. К грубой игре также может быть приравнено сквернословие игрока или игроков играющих на поле команд. Судейское наказание: предупреждение, либо исключение до конца матча по решению главного судьи. Более одного предупреждения у одного игрока приравнивается к исключению этого игрока из игры, до конца матча.