Понятие журналистского текста
Очень часто люди, собирающиеся сделать карьеру в СМИ, даже не представляют себе, что такое журналистский текст. Они присылают свои работы в редакции и получают в ответ короткое и жесткое «не подходит».
Что же такое журналистский текст? Его основные признаки таковы:
Передача информации.
Главная задача журналистского текста – передача информации. Это может быть рассказ о каком-либо событии, описание актуальной проблемы, анализ конфликтной ситуации. Но в любом случае текст должен повествовать о реальных, а не о выдуманных событиях.
Наличие информационного повода.
Журналистский текст связан с актуальными событиями, которые волнуют и интересуют читателей. Статьи редко создаются просто так, без причины – необходим *ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОВОД*. В журналах роль информационного повода часто выполняет тема номера.
Ориентация на издание.
Журналистский текст никогда не пишется «в стол» или «для вечности». Он всегда готовится для конкретного издания с четко определенной аудиторией.
Ориентация на интерес читателя.
Читатели бывают разными. Одни берут в руки газету или журнал, чтобы отдохнуть и развлечься, другие – чтобы получить серьезную аналитическую информацию. Но всех объединяет одно: никто не хочет читать скучное издание. По этой причине журналистский текст всегда должен быть ориентирован на читательский интерес.
Краткость и простота.
Журналистский текст ограничен со всех сторон. *ФОРМАТ* издания строго определяет его объем, поэтому журналистский текст не может себе позволить книжной многословности. Ориентация на интерес требует ясности и простоты, а портрет читателя определяет стиль и *ФОРМУ ПОДАЧИ*.
Структура журналистского текста
Журналистский текст – это не просто набор слов и предложений, расположенных на странице в свободном порядке. Он должен иметь определенную структуру. Конечно, наличие перечисленных ниже пунктов не гарантирует, что текст получится качественным, но облегчает понимание, чем статья отличается от случайного куска текста.
Заголовок.
Название текста. Главная функция заголовка – привлечь внимание читателей к тексту. Чем ярче заголовок, тем больше шансов, что статью прочитают.
Подзаголовки.
Подзаголовки бывают двух типов. Подзаголовок всего текста служит пояснением к заголовку. Подзаголовки в основной части статьи маркируют начало новой главки, как правило, они обязательны в тексте, превышающем 3-4 тысячи знаков.
Лидер-абзац.
Первый абзац текста. Обычно выделяется жирным шрифтом. По стилю лидер-абзацы бывают разными, но их общая задача – заинтересовать читателя и коротко рассказать, чему посвящен текст.
Основная часть.
Собственно сам текст. Если статья не больше 1500-2000 знаков, то на разделы она не разбивается. Если больше – разбивается в обязательном порядке, так как читать *КИРПИЧ* крайне сложно.
Дополнительные материалы.
Приложение к основному тексту. Выделяются графическими средствами. В каждой редакции эти дополнения называют по-своему. Самые распространенные названия – «врезка», «выноска», «плашка», «подверстка». Средний объем дополнений – от 300 до 1500 знаков. Обычно в этих приложениях публикуются комментарии экспертов, слова благодарности, ссылки на интернет-сайты или вспомогательная информация, не попавшая в основной текст. С одной стороны, если дополнения отсутствуют, то статья не теряет смысла. С другой стороны, с ними материал читать интереснее.
Ошибочный путь
Чем журналистский текст не является?
Школьным сочинением.
На уроках литературы школьников учат, как логично и грамотно излагать мысли. Главная цель сочинения – показать учительнице, насколько ученик овладел этим умением. Как правило, в сочинениях просто повторяются чужие суждения и идеи, и для стороннего читателя эти тексты совершенно неинтересны. На чтение подобных материалов редактор тратит не больше 30 секунд, а потом отправляет в корзину.
[color=lime]Пример нежурналистского текста.
Вот начало статьи, которая вполне сошла бы за сочинение на тему «Взаимоотношение поколений». Даже самая стойкая учительница заснет к концу этого абзаца:
«Многие люди утверждают, что молодое поколение их совсем не уважает, относится к ним не как к старшим и мудрым, а как к своим ровесникам, а то и еще хуже. Но я хочу вступиться за молодежь. У нас довольно сложный возраст, жизненные ценности и приоритеты еще не совсем установлены, и наше отношение к кому-либо зависит от того, как этот человек поведет себя с нами в той или иной ситуации».
[/color]
Сообщением в интернете.
Очень часто в редакции поступают тексты, которые до этого были опубликованы в «Заметках» на сайте «ВКонтакте» или на сайте Livejournal.com. Внешне такие сообщения похожи на один из самых престижных жанров журналистики – на авторскую *КОЛОНКУ*. Только обычно издания печатают колонки известных журналистов, чье мнение будет любопытно читателям. А кому интересны сумбурные рассуждения какого-нибудь Славика-Меланхолика-Трофимова или автора под ником basilisk?
[color=lime]Пример нежурналистского текста.
Подобными статьями интернет забит под завязку:
«Гении кончают плохо. Или ужасно с точки зрения других обычных людей, не гениев. Я знаю крайне мало исключений из этого правила, а точнее – ровно одно на сегодняшний день. Может, завтра их будет больше, а может, и это одно переменится, как знать. Для меня судьба гениев всегда была, как ни странно, таким себе непостижимым присутствием бога. Человек делает что-то прекрасно-божественное, после чего его жизнь крайне быстро обрывается, что вызывает еще больший ступор, чем его гений».[/color]
Художественной прозой.
Многие начинающие авторы путают журналистику и художественную прозу. Они присылают в редакции пространные тексты с вычурным стилем и множеством метафор. Чтобы понять смысл подобных работ, нужно долго продираться сквозь лес из прилагательных и придаточных.
Пример нежурналистского текста.
Вот очень типичный образец таких текстов:
«Раньше. Чем я была раньше? Я очень любила называть свой образ жизни "печальной юностью", жаловалась на взрослых, исподлобья смотрела на людей в метро, таких скучных, таких замкнутых в себе. То время мне запомнилось, как одна холодная и промозглая осень, оно прошагало, оставив мне стопку тетрадей с мыслями, прошагало, чтобы на следующий год подарить мне ту самую весну».